Успенский собор Киево Печерской лавры

 

Печерская лавра – сердце Киева, пульсирующее более тысячи лет. Существующие не одно столетие великие храмы этого святого места – Успенский, Троицкий, Трапезный и многие другие, как будто немые свидетели славной и многострадальной истории украинского народа возвышаются над крутыми берегами Днепра и призывают всех нас к Правде, Искренности и Святости.

 

 

Из глубины веков…

 

История создания первого монастырского комплекса в Киеве начиналась во времена правления Ярослава Мудрого. Основателями монастыря стали Феодосий и Антоний, которые хотели построить соборную церковь из камня, превратив ее затем в важный духовный центр столицы Киевской Руси. Князь Святослав Ярославович поддержал их начинание и выделил земли на Берестовом поле. Так возникала Киево-Печерская лавра история которой тесно связана с историей русских земель, не раз встававшая на защиту национальных и духовных ценностей народа.

 

 

Прежде чем на территории появились многочисленные монастыри и соборы, здесь возникла самая главная ее достопримечательность – пещеры Киево-Печерской лавры, созданные неутомимыми руками трудолюбивых монахов. Воспоминания о начале строительства можно обнаружить в первой русской летописи, называющей родоначальником затворничества в келиях-пещерах на Киево-русских землях Иллариона, будущего митрополита Киевской Руси. Илларионово дело продолжил старец Антоний, благочестивый и скромный человек, выкопавший несколько новых келий, положивших начало комплексу пещер, сегодня называемых Ближними. Те же пещеры Киево-Печерской лавры, сооруженные при Илларионе, называют Дальними.

 

 

Из года в год количество монахов увеличивалось, и вскоре комплекс, первоначально состоявший всего из 12 пещер, превратился в один из самых крупных монастырей в Европе.

 

 

После того как в пещерах был похоронен старец Антоний, здесь начали погребать и тела других монахов. Через два года после погребения их могилы открывались, и те останки, которые оставались нетленными, монахи оставляли в пещерах. После ряда церковных процедур они признавались святыми.

 

 

В 17 в. Петр Могила признал святыми 69 подвижников из пещер Киево-Печерской лавры, после чего монастырский комплекс превратился в настоящий русский Иерусалим: келии были отремонтированы, узкие коридоры расширены и укреплены, а в некоторых из них были открыты церкви, посвященные святым Киево-Печерской лавры. Примерно в это же время большое количество монахов перебралось в Верхнюю лавру и обустроило здесь наземные, более просторные и удобные кельи. Сегодня в них созданы выставочные залы заповедника, в которых отражена история Киево-Печерской лавры, а также различные церковные магазины.

 

 

Те же, кто хотел и далее подвизаться для Божьей славы, продолжают жить в пещерах до нашего времени, а некоторые из них, как и много веков назад, признаются святыми Киево-Печерской лавры, молящимися за мир и покой по всей Земле.

 

 

В 17 в. появился здесь и собственный богадельный дом, а также огромный гостиничный комплекс для паломников, приезжавших в святое место из разных уголков Руси. Сегодня гостиничными номерами занята четвертая часть монастырской территории.

 

 

Вечно живое сердце лавры

 

Считается, что никто иной, как милостивая Богородица была заказчицей возведения главного лаврского собора – Успенского. Она прислала в Киев мастеров из далекой Византии, а также чудотворную икону. Прибывшие из-за моря монахи создали уникальные фрески и мозаики, а Алипий, учившийся у лучших греческих живописцев – великолепные иконы. Строительство Успенского собора Киево-Печерской лавры было завершено в 1089 г. к празднику Успения Богородицы. Киевляне массового ходили смотреть на это уникальное строение, увенчанное огромным куполом, диаметр которого составлял 8,6 м (он был на целый метр больше, чем центральный купол Киевской Софии).

 

 

Во время строительства храма, по преданиям, произошло несколько удивительных событий. Так, первый значимый вклад в строительство собора сделал варяг Шимон. Будучи язычником, он во сне услышал приказ от Святого Духа отвезти в Киев реликвии, принадлежащие его семье – венец и пояс из золота и отдать их для строительства церкви, посвященной Богородице. По дороге на Русь Шимону явилось еще одно видение – образ будущей церкви. Тогда варяг, приняв православие и став Симоном, и взял участие в строительстве храма, а также склонил к принятию христианства весь свой дом – три тысячи человек. Похоронен этот полулегендарный герой на территории лавры, а его пояс стал настоящей легендой и одним из первых эталонов для измерения длины на Руси.

 

 

Успенский собор Киево-Печерской лавры, один из первых в будущей лавре, был настоящим шедевром архитектуры, а потому многие древнерусские церкви строились по его подобию. Однако, уникальная красота строения и его огромное духовное значение для русских земель не стали защитой от разграбления. Многие духовные ценности собора были уничтожены не только татаро-монголами и половцами, но и самими князьями, непрестанно воевавшими между собой.

 

 

Вот почему в Средние века и в Новое время Успенский собор Киево-Печерской лавры несколько раз реконструировался. После монгольского нашествия восстановлением храма занимался литовский князь из рода Олельковичей, укрепивший стены собора контрфорсами, а силами князей Корецких была возведена часовня, на месте которой сегодня построен придел св. Стефана. Считается, что в работах по реконструкции принимал участие строитель из Москвы Василий Ермолин, вписанный в Поминальную книгу собора.

 

 

Значительную роль в восстановлении храма сыграл князь-меценат Константин Острожский, при котором был сооружен соборный иконостас и придельный храм св. Иоанна Богослова, где тело князя нашло свой покой. Восстановлением и развитием храма занимался и его сын, установивший на могиле отца скульптурный монумент. Стоит упомянуть и гетмана Ивана Мазепу, а также графа Шереметьева, которые перечисляли огромные суммы на развитие и восстановление собора.

 

 

В последний раз Успенский собор Киево-Печерской лавры ремонтировался в конце 19 в., когда была полностью заменена лепка на фасадах, а храм по-новому расписан коллективом художников, которыми руководил мастер В. Верещагин. Следует отметить, что в процессе после реконструкции была безжалостно уничтожена мастерски выполненная в 18 в. роспись стен, включавшая уникальные портреты покровителей храма – царей, гетманов, князей, а также местных архимандритов.

 

 

С наступлением 1917 г. не пощадившая Киево-Печерскую лавру история полностью изменила облик собора. В его жизни наступили по-настоящему смутные времена. Большая часть драгоценностей была вывезена для продажи и оказания помощи голодающим Поволжья, а в 1929 г. по приказу советской власти обитель была закрыта и Успенский собор Киево-Печерской лавры начал медленно разрушаться. Ее ждала мрачная перспектива: превращение в музей атеизма.

 

 

День, когда взорвали Небо

 

Если мрачные столетия нанесли собору лишь незначительные разрушения, конец 1941 г. стал для него по-настоящему роковым. До сегодняшнего дня точно не известно, кто осмелился поднять руку на святыню. В советское время ученые единогласно твердили – взрыв собора был делом рук фашистских оккупантов. Действительно, немцы проявляли самый живой интерес к сохранившимся в святыне ценностям, из прилегающих к храму домов были полностью выселены люди, а поздней ночью 3 ноября, когда в городе уже вовсю действовала немецкая администрация, прогремел роковой взрыв, полностью разрушивший храм. После взрыва произошло настоящее чудо – практически нетронутым остался златоглавый придел Иоанна Богослова.

 

 

Однако, существует немало ученых, которые заявляют о том, что немцы ко взрыву храма не имеют никакого отношения, объясняя это тем, что такой варварский акт мог спровоцировать по-настоящему серьезное народное восстание. Согласно второй версии взрыв был устроен большевиками-подпольщиками, которые заложили бомбы под все главные строения Киева перед отступлением из города советских войск. Действительно, первые взрывы в украинской столице прогремели уже через четыре дня после начала оккупации, а немцы постоянно обыскивали центр, извлекая из подвалов неисчислимые килограммы взрывчатки.

 

 

Впрочем, как первая, так и вторая версия не имеют достаточного документального подтверждения, поиски историков в этом направлении продолжаются до сегодняшнего дня, но, как и прежде история Киево-Печерской лавры хранит в себе немало загадок.

 

 

Смерть? Нет, жизнь!

 

Уже после завершения Второй мировой был поставлен вопрос о необходимости разбора руин собора. Работы завершились только в 1971 г., после чего остатки фундамента были законсервированы.

 

 

 

Реставрационные мероприятия, начавшиеся в 1980-е годы, проходили в необычайно сложных условиях. Сделанных до взрыва изображений и фотографий собора сохранилось очень мало, а обмерные чертежи отсутствовали вовсе. Казалось, восстановить великую реликвию невозможно.

 

 

 

Затем ученые из Киевского университета приняли решение разработать архитектурные чертежи самостоятельно. Для этого были использованы все существующие фотоснимки, тщательно обработанные на самом современном оборудовании. В резинате были прорисованы планы фасада, с помощью которых в 1984 г. удалось восстановить Великую церковь Печерскую. Сам храм планировалось отстроить к 1000-летию принятия христианства на Руси, но общественные, а затем и политические проблемы привели к тому, что работы по восстановлению были полностью заморожены.

 

 

 

Лишь состоявшееся в 1988 г. заседание Президиума АН УССР, на котором присутствовали не только выдающиеся ученые, но и представители политической и культурной элиты, выбрали район для строительства, а также окончательно одобрили решение о начале работ, а к началу ХХI века Киево-Печерской лавры история была открыта на новой странице – Успенский собор был полностью восстановлен.

 

 

 

В последнее время на территории храма проходят серьезные работы по восстановлению центрального алтаря и настенной живописи, причем мастера стараются работать в уникальной технике росписи масляными красками, использовавшейся художниками на Руси. Практически полностью завершена отделка центральной части строения панелями из мрамора, а в апреле 2015 г. в жизни Успенского собора произошло значимое событие – был освящен престол Южного предела.

 

 

Теперь в святыне проводится не только Божественная литургия. Принять участие в литургии могут киевляне и гости украинской столицы, но и обряды Венчания и Крещения, во время которых сами святые молятся за юные жизни и молодые семьи.

 

 

 

Лаврские храмы

 

Как это ни удивительно, первоначальная застройка на крутых киевских холмах сохранилась до сегодняшнего дня. Глубокий овраг, как и прежде, разделяет Верхнюю лавру, в которой при Я. Мудром перебралась большая часть монахов и Нижнюю, где находится гостиница для паломников, а также пещеры с монашескими кельями. В комплекс также входит ряд построек административного и хозяйственного назначения и некоторые жилые помещения.

 

 

Все строения, расположенные на территории Верхнего монастыря, уже в первые годы советской власти, были превращены в Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть можно попасть через несколько ворот – Святые, или Западные, в которых устроена Надвратная Троицкая церковь, Экономические или Северные, где находится Церковь всех Святых, а также Пещерные (Южные) и Восточные. Парадным входом считаются Святые врата с церковью, построенной внуком Я. Мудрого.

 

 

В монастыре долгое время действовала больница, в которой врачевали грамотные монахи. В ней до сих пор действует церковь, посвященная святителю Николаю, который подвизался здесь, ухаживая за заболевшими или постаревшими братьями.

 

 

Существует в лавре и храм, посвященный ее основателям – Феодосию и Антони Печерским, в котором обустроена палата для трапез и имеется переход, позволяющий попасть в двухэтажную братскую трапезную.

 

 

Поскольку во времена Киевской Руси и казачества украинские земли имели собственного митрополита, в лаврский комплекс входят также покои, где сегодня функционирует Музей украинского декоративного искусства.

 

 

Звон, который слышен на километры

 

Великая колокольня, которая строилась с 1731 до 1745 года – самое великолепное и высокое лаврское строение. Больше, чем 100 лет подряд она также считалась самым высоким зданием в украинских землях.

 

 

Архитектор Шедель планировал потратить на строительство три года, но оно потребовало целых 14. В строительстве было использовано более 5 миллионов кирпичей, а необходимая керамика была изготовлена на кирпичных заводах, находящихся в собственности лавры.

 

 

В 1903 году на колокольне были установлены куранты работы московских мастеров, висящие до сегодняшнего дня и звонящие каждую четверть часа.

 

 

После взрыва Успенского собора колокольня была повреждена, но в 1961 г. по приказу советской власти ее полностью восстановили. С 2015 г. колокольня была открыта для посещения туристами. Они могут подниматься на третий этаж этого уникально строения, с которого открывается захватывающая панорама центральной части Киева.

 

 

Недалеко от колокольни расположена канцелярия Киевского митрополита.

 

Киево-Печерская лавра – это великий православный комплекс, включающий большое количество храмов, каждый из которых имеет уникальную историю и прекрасную архитектуру. Столетия, пролетевшие над этим монастырем, не разрушили его уникального обаяния, здесь по-прежнему летят к небу одухотворенные молитвы, а связь с благочестивыми предками, заставляющая сердце биться часто, стремиться к свету и истине, чувствуется особенно остро.

 

 

Не упустите момента посетить святейшее место Киева с компанией Resort.ru и вы не сможете устоять перед изяществом лавры! Туристическая компания Резорт не только сделает ваше пребывание в Киеве комфортным, но и расскажет о множестве других достопримечательностей, которые стоит посетить.

 

Комментарии

Выберите новую аватарку
Перетащите фото сюда

Введите значение с картинки