Сикстинская капелла с фресками Микеланджело в Ватикане, Италия

 

Внешний вид Сикстинской капеллы в Ватикане напоминает одновременно крепость и изысканную драгоценную шкатулку. Она примыкает к Собору Святого Петра. Внутри капеллы прекрасная отделка, она украшена фресками. Название сооружения перекликается со временем постройки – при Сиксте IV. Предназначено оно под Папскую часовню, входит в состав Апостольского дворца и служило какое-то время в качестве оборонительной постройки.

 

 

Сикст IV задумал крепостную стену на месте прежней колокольни, потому что ему угрожала война со стороны Медичи. Напряженные отношения заставили Папу принять ответственное решение, чтобы уберечь государство от нападения с востока. Сикстинская капелла – это колокольня, но хорошо укрепленная. Освящение здание прошло в 1483 году, в день Вознесения Богоматери.

 

 

Сейчас Сикстинская капелла входит в список Ватиканских музеев. Туристическая сфера приносит городу-государству значительные доходы. Здесь проходят административные мероприятия, связанные с католической церковью – выборы Папы, или конклав по-другому.

 

 

 

Со стороны здание Сикстинской капеллы в Ватикане выглядит достаточно суровым и лаконичным. Совсем по-другому всё устроено внутри. Здесь множество фресок, алтарь и статуи. Сикстинскую капеллу украшал сам Микеланджело.

 

 

Капелла – это прямоугольное помещение для собраний христиан, но это не церковь. Здесь может проходить служение, которое ведет священник, прикрепленный к основному храму. Капеллу можно сравнить с русской часовней, но в итальянской обязательно наличие алтаря.

 

 

Фрески

 

Сикстинская капелла славится своим внутренним убранством именно благодаря работам Микеланджело – фрескам. Вы найдете их на стенах, на потолке, ими украшена стена за алтарем. Великий художник эпохи Возрождения трудился над заданием, данным Папой Юлием II на протяжении четырех лет – с 1508 до 1512 гг. Фреска «Страшный суд» была выполнена отдельно, спустя 20 лет после основной работы. Микеланджело, фрески которого перекрыли собой старые рисунки, вложил в оформление много труда.

 

 

Благодаря работам Микеланджело Сикстинская капелла обрела новый облик. Удивляет то, что мастер использовал для работы сюжеты из христианства и язычества. Многобожие представлено на фреске с Хароном, который везет на свое ладье в мир загробный души людей. Сивиллы, которые поселились на потолке, по преданию, являются предсказательницами. Их видения записывал Плутарх, «отец истории» греческой цивилизации.

 

 

Во времена христианства некоторые критики замечали в этих записях намек на пришествие Христа за землю. Именно поэтому Микеланджело фрески для потолка выбрал с сивиллами. Лодочник Харон, по одной из гипотез, был навеян художнику «Божественной комедией» Данте. Влияние эпохи Возрождения до сих пор чувствуется в этих стенах.

 

 

Место проведения конклава

 

Раньше на месте Сикстинской капеллы в Ватикане стояла Большая капелла. Ее снесли специально для того, чтобы построить новую. В часовне до сих пор проходят молитвы и собрания, поэтому убранство остается скромным, несмотря на труды Микеланджело, – фрески, украшающие почти все пространство стен и потолка.

 

 

Главное событие, которое проходит в Сикстинской капелле, – это конклав. Названия действа происходит от словосочетания «cum clave», которое можно перевести «под ключом». Кардиналы собираются здесь для того, чтобы выбрать нового Папу. Это место было выбрано в 1870 году, а до этого конклав организовывали в Квиринальском дворце, который сейчас отдали под резиденцию президента.

 

 

Как происходит выбор Папы Римского? В 2007 году Бенедикт XVI папским постановлением изменил ход конклава. Папа может быть избран, только если за него проголосовало большинство – 2/3 избирателей. Остальные ритуалы остаются неизменными уже несколько веков.

 

 

Печь в капелле устанавливается временная, она нужна для сжигания бюллетеней. Голосование закрытое, и весь мир может узнать о выборе Папы только по дыму из трубы. Всего голосований четыре: по два с утра и вечером. Кардиналы прерываются на молитвы. В верхней части строго конфиденциальных карточек написано: «ligo in summum Pontificem». В специальном поле каждый из голосующих должен написать, кому он отдает свое предпочтение, разборчивым почерком, так, чтобы не было понятно, кому принадлежала карточка.

 

 

После голосования кардиналы складывают карточки пополам и несут их к алтарю. При этом должна быть произнесена фраза, в которой духовник призывает в свидетели Христа, что он отдает голос избранному. Затем происходит стандартная процедура голосов, карточки накалываются на шпажку и размещаются на веревке. Их сжигают в печи, дым будет выходить под колокольный звон из базилики Святого Петра.

 

 

Печь сделана из чугуна, она имеет длинную трубу, которая возвышается до самого потолка. В 2005 году она была дополнена вытяжкой, которая препятствует попаданию дыма в помещение. С этого же года отменен ритуал запирания кардиналов в одном помещении рядом с Сикстинской капеллой в Ватикане. Духовные служащие все равно будут заперты, как того требует традиция, но по отдельности.

 

 

Случается, что во время голосования никто из кардиналов не получает необходимого большинства. В таком случае к горящей бумаге подкладывают паклю, которая дает густой черный дым. Это сигнализирует народу и журналистам, что Папа еще не выбран. Когда анклав проходит успешно, к бумагам добавляется чистая белая солома, которая окрашивает дым в белый цвет. Значит, новый Папа избран.

 

 

Первое заселение сопровождается крестным ходом, во время которого колонна кардиналов поет религиозные гимны. Еще со времен Микеланджело, Сикстинская капелла оглашается песнопениями христиан. Ватиканский церемониймейстер закрывает двери на ключ, а те, кто в число избранных не входит, обязаны покинуть площадь. Очередной Папа обязан произнести клятву.

 

 

История постройки

 

Сикстинская капелла в Ватикане была создана по проекту Баччио Понтелли в 1476-1481 гг. Главным архитектором, инженером и прорабом был назначен Джованнино де Дольни. Зал в помещении четырехугольный, а свод напоминает вытянутый круг. Здание разделяется на две разные части с помощью изящной ограды. Эта часть капеллы и Кафедра хоров выполнена Мино да Фезоле.

Самое примечательное для туристов, которые не являются профессиональными архитекторами, – это работы Микеланджело. Фрески – вершина творчества великого мастера. Они относятся к ренессансному стилю, но до Микеланджело здесь были другие картины на сырой штукатурке.

 

 

Стена, противоположная алтарной, была отдана под роспись Перуджино, Роселли, Ботичелли и другим именитым архитекторам того времени. Первоначально свод имитировал звездное небо. Четыре года заняла в работе Микеланджело Сикстинская капелла. Художник отличался тягой к монументальности, основательности в искусстве. Здесь это проявляется в фигурах Пророков, а также предсказательниц-сивилл. В капелле можно увидеть знаменитую фреску Сотворение Человека.

Примерно в 1536 году великого Микеланджело Сикстинская капелла вновь призвала к себе. В этот раз заказчиком стал Павел III Фарнезе. Художник приступил к работе над алтарной стеной. Теперь мы можем любоваться результатом его трудов – колоссальной фреской «Страшный суд». Она появилась на месте работ предыдущего мастера Перуджино. Под фреской скрываются окошки, которые пришлось заложить, так как они мешали создать полноценную картину.

 

 

«Страшный суд» – наиболее мрачное творение Микеланджело. Ни одна из фресок Сикстинской капеллы не может сравниться с ней. В то время в мире начиналась разруха, брал свое протестантизм, умирала Реформация. Все это отразилось в работе художника. На фреске происходит вознесение душ на небо, это изображено настолько реалистично, что становится мрачно и гадко на душе. На фреске Микеланджело изобразил сам себя – его лицо можно увидеть в складках кожи на руках св. Варфоломея.

Цензура того времени смогла оценить лишь то, что фреска чересчур откровенна. От Микеланджело потребовали изменения картины. Следовали прикрыть чресла набедренными повязками и фиговыми листками. Эту работу пришлось выполнить Даниеле да Вольтеру, который получил за свою работу прозвище Порточник. Позднее некоторые фрески были возвращены к своему первоначальному виду.

 

 

На весь мир славится фреска Сикстинской капеллы, которая представлена на потолке. Это композиция «Сотворение Адама». Человеку дозволено общение с Богом почти на равных. Изображение стало популярно, оно разлетелось на открытки и почтовые конверты. Фреска отражает замысел современной католической церкви: единение Бога и человека. Микеланджело создавал свой шедевр непосильным трудом, он практически ослеп, так как краска с потолка постоянно капала ему в глаза.

Библейские сюжеты представлены на противоположной алтарной стене Сикстинской капеллы. Ветхий завет отразился в сюжетах, представленных по углам потолочной части сооружения. Сивиллы разместились по углам.

 

 

«Страшный суд»

 

Наиболее грандиозной является мрачная фреска «Страшный суд», занимающая почти всю алтарную стену. На ней изображено большое количество персонажей. Вверху находятся ангелы, несущие терновый венец, крест и гвозди к столбу бичевания. Мифические существа бескрылы. В центре находится изображение Христа и Девы Марии в окружении святых. Момент, который зафиксировал Микеланджело – несколько минут до оглашения приговора Страшного суда.

 

 

Спаситель жестом успокаивает святых и Деву Марию. Другие исследователи трактуют его пантомимику, наоборот, как проклинающую. Богородица смирилась с приговором, она покорно ждет Суда. Среди святых представлены Петр с ключами, Лаврентий с решеткой, которая послужила для Римской империи орудием инквизиции святого; Варфоломей, с которого была снята кожа, он стоит с ней в руке. Женщина – это Екатерина Александрийская, которую четвертовали. Себастьян со связкой стрел был подвержен языческим пыткам.

 

 

На левой стороне главной фрески Сикстинской капеллы изображены девственницы и другие персонажи Ветхого Завета. В центре находятся Ангелы Апокалипсиса, воскрешающие мертвых призывным трубным звуком. Тела усопших поднимаются из могил. Справа дьяволы и ангелы отправляют в ад грешников.

 

 

На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Это Харон, который гонит грешников в ад. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Этому герою приписывают черты Папы Павла Третьего Бьяджо, именно он критиковал работу Микеланджело за излишнюю наготу. Церемониймейстер заявлял, что фреске место в кабаке или таверне, а никак не в священном здании. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.

 

 

История создания фресок Микеланджело

 

Сотрудничество Микеланджело с Ватиканом началось еще при Папе Александре Четвертом. Юлий II, при котором началась отделка Сикстинской капеллы, частенько ругал художника и даже мог поколотить его тростью. Зато он оберегал Микеланджело от зависти других архитекторов.

Изначально художник должен быть изготовить только скульптуру для усыпальницы Папы, но позднее талант был оценен по достоинству. В соборе св. Петра стоит Пьета – скульптура «Оплакивание Христа Девой Марией». Ее Микеланджело изготовил в 23 года своей жизни. В процессе работы мастер отказался от всяческих примеров, прогнал друзей, которые показали ему свои варианты.

 

 

Нанесение фресок было для молодого художника непривычным делом, но он принялся за дело с большим энтузиазмом. Материал получили в карьерах Тосканы, мрамор занял половину площади собора св. Петра. В то же время скульптор работал над статуей Папы в бронзе. Соперник художника Браманте пытался доказать Папе, что сооружение статуи самому себе при жизни – плохая примета.

На половине работы над стенами и потолком фрески были показаны Папе и всему Риму. Художники того времени стали ругать Микеланджело за смешение христианского и языческого в сюжетах фресок, но Папа Юлий II отстоял право художника продолжать работу. Хотя начальник и торопил мастера с работой, тот выполнил вторую половину еще более искусно. Впоследствии было предложено умастить картины золотом, но этого не было исполнено.

 

 

Когда капелла открылась, люди бежали посмотреть на это чудо изо всех концов Рима. Труд художника был оценен по достоинству не только вниманием публики, но и с помощью щедрых наград.

При следующем Папе Павле III мастеру было предложено продолжить работу, но он отказался. Однако трудиться над незаконченной статуей Юлия II ему не пришлось, так как Микеланджело силой заставили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Новая работа произвела фурор среди современников. Ее и ругали, и хвалили за смелость.

 

 

Другие архитекторы

 

Ботичелли также приложил руку к созданию окончательного вида постройки. Он создал не менее 11 Пап в верхних рядах фресок. Его руке принадлежит три сцены, которые находятся друг против друга. Это сюжеты из жизни Моисея и Христа.

 

 

Фреска Перуджино «Вручение ключей» символизирует наказание для тех, кто не хочет подчиняться папской воле. Эти картины ничуть не хуже работ Микеланджело. Прекрасные пейзажи присутствую на фоне всех библейских сюжетов, живописные картины Рима нередко сопровождают композицию. Картина Перуджино посвящена эпизоду из жизни Моисея. Это талантливая работа учителя Рафаэля, которым он станет в будущем. Здесь чувствуется стремление к античной монументальности.

 

 

Resort.ru – компания, которая поможет вам найти идеальный тур в самые интересные города и страны. У нас вы можете посмотреть рейтинги гостиниц и туроператоров, подобрать подходящий рейс, забронировать билеты. Следите за новостями, участники блогов часто выкладывают любопытные материалы. Отдыхайте вместе с нашей компаний, и вы никогда не пожалеете о потраченном времени.

 

Комментарии

Выберите новую аватарку
Перетащите фото сюда

Введите значение с картинки